Шагаа - Новый год по восточному календарю. К нему тувинцы тщательно готовились. Проводился праздник по-этапно.
Обряд «сан салыр» осуществлял обычно шаман или лама, а при их отсутствии - старейшина рода, семейства или самый старший и уважаемый житель данной местности.
На специально сооруженном алтаре или костре возжигают артыш (можжевельник) и бросают в огонь дээжи - самую почетную и лакомую часть принесенной еды: топленое масло (саржаг, сарыг ус), молоко, муку из поджаренного пшена (далган), роджаренное просо (тараа), сушеные пенки (ореме),сыр (быштак),сухой творог (ааржы), пресные лепешки (поова, боорзак).
Во время обряда присутствующие молятся духам, с приветствиями поклоняются восходящему солнцу.
После обряда участники выбирают место почище, куда никто еще не ступал ,валятся на снег и катаются в нем с целью очищения, а затем снимают шапки и полощут их в снегу.
Затем после окончания обряда «сан салыр» начинается следующий обряд.
Обряд «чолукшуур»- обмен новогодними приветствиями
Младший старшему (или женщина мужчине, если они ровесники) протягивает руки ладонями вверх, старший кладет сверху свои руки ладонями вниз. В этом жесте выражается уважение и обещание в случае необходимости помощи и поддержки. Иногда он - между родственниками и товарищами- сопровождается легким прикосновением щек.
Этот обряд иногда дополняется тем, что младший может на вытянутых руках преподнести хадак- шарф и возложить его на кисти протянутых рук старшего, тот возвращает его, перекладывая на кисть правой руки младшего, и лишь после этого ритуала оба совершают «чолукшуур».
Раньше женщины вместо кадака получали платок, и при совершении обряда «чолукшуур» в отличии от мужчин они не снимали головные уборы, а обшлага их рукавов были спущены.
Во время обряда «чолукшуур» тувинцы обменивались не только кадаками или платками. Дарили, например, пушнину белого цвета. А иногда преподносили дадаазын - ремешок от одежды, подношение бедняков.
Завершив обряд «сан салыр», все возвращаются домой, и праздник переходит на стадию взаимных поздравлений, приема гостей и хождения в гости.
Прежде всего, члены каждой семьи поздравляли друг друга. Особенно полагается усердствовать младшим членам семьи. Они должны спешить поздравить старших первыми.
Затем - непрерывная цепь хождений по домам, из юрты в юрту, поздравлений, застолий, обмена подарками - до тех пор, пока все родственники не обойдут друг друга.
Современные тувинцы за время запрета Шагаа в советское время утратили обычай хождения в гости, поэтому стараются праздновать его уединенно в узком семейном кругу. Здесь заметно влияние традиции празднования европейского, а скорее, советского нового времени.
Но, тем не менее, сегодня можно наблюдать, как некоторые люди возрождают церемонию приема гостей и посещения домов родственников, друзей.
В старину люди, собираясь то в одной юрте, то в другой, играли в различные игры, пели песни, играли на музыкальных инструментах, слушали сказителей, устраивали гадания.
Гаданием занимались ламы-астрологи, они составляли каждому человеку его индивидуальный гороскоп на наступивший год.
В обязательном порядке следует посетить, проведать родственников, живущих в других населенных пунктах, в отдельных местностях, обменяться с ними приветствиями и подарками.
По сравнению с Тувой в современной Монголии данная традиция продолжает широко бытовать и по настоящее время в силу того, что она и не прерывалась.
Важнейшая особенность празднования Шагаа - во время него категорически запрещается употреблять спиртные напитки.
Как отмечает Монгуш Кенин-Лопсан (доктор исторических наук) , тувинцы с давних времен считали водку и всякое спиртное "аза суксуну" - напиток чертей.
Шагаа считается самым трезвым праздником.
Ход праздника всегда имел и до сих пор имеет 3 уровня: канун, первый день нового года и весь следующий месяц.
В старину в канун - будуу- люди занимаются уборкой территории аала (аула), юрты, квартир, домов, двора, избавляясь от накопившейся грязи и хлама. Заранее готовят разные угощения: варят жирный суп (шагаа муну), лепят пельмени, закалывают барана, поскольку во время праздника запрещается прерывать жизнь живых существ.
У многих сохранились традиции готовить ууже - ещё осенью перед самым наступлением зимы заготавливают неприкосновенный запас мяса для Шагаа. Первый день - это исключительный день в году. В старину по шагаа опрелеляли возраст, говорили: "Я встретил столько-то шагаа" Новорожденный считался годовалым, а рожденный накануне шагаа- двухлетним.
В последний день старого года люди активно посещали буддийские монастыри - хурээ и совершали обряд очищения от грехов уходящего года. В новогоднюю ночь шла служба в храмах. Существует поверье: если уснуть в новогоднюю ночь, то богиня Лхамо, облетая планету на своем коне, может засчитать заснувшего в число умерших. Поэтому в ночь последнего дня старого года на первый день нового года люди старались бодрствовать. Дети до 13 лет могли заснуть, а взрослые слушали сказки и сказания, играли в различные игры.
Между 3 и 5 часами утра наступает новый год. По - тувински этот момент называется "шагаа бажы чаларады" - голова нового года показалась |