Пятница, 22.11.2024, 15:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Управление образования г.Ак-Довурака

Начальник УО
Меню сайта
ОУ г. Ак-Довурака
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 48
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2021 » Январь » 27 » Шагаа  - национальный праздник тувинского народа
05:33
Шагаа  - национальный праздник тувинского народа

Шагаа - Новый год по восточному календарю. К нему тувинцы тщательно готовились. Проводился праздник по-этапно.

         Обряд «сан салыр» осуществлял обычно шаман или лама, а при их отсутствии - старейшина рода, семейства или самый старший и уважаемый житель данной местности.

На специально сооруженном  алтаре или костре возжигают артыш (можжевельник)  и бросают в огонь дээжи - самую почетную и лакомую часть принесенной еды: топленое масло (саржаг, сарыг ус), молоко, муку из поджаренного пшена (далган), роджаренное просо (тараа), сушеные пенки (ореме),сыр (быштак),сухой творог (ааржы), пресные лепешки (поова, боорзак).

        Во время обряда присутствующие молятся духам, с приветствиями поклоняются восходящему солнцу.

        После обряда участники выбирают место почище, куда никто еще не ступал ,валятся на снег и катаются в нем с целью очищения, а затем снимают шапки и полощут их в снегу.

Затем после окончания обряда «сан салыр» начинается следующий обряд.

Обряд «чолукшуур»- обмен новогодними приветствиями

Младший старшему (или женщина мужчине, если они ровесники) протягивает руки ладонями вверх, старший кладет сверху свои руки ладонями вниз. В этом жесте выражается уважение и обещание в случае необходимости помощи и поддержки. Иногда он - между родственниками и товарищами- сопровождается легким прикосновением щек.

Этот обряд иногда дополняется тем, что младший может на вытянутых руках преподнести хадак- шарф и возложить его на кисти протянутых рук старшего, тот возвращает его,  перекладывая на кисть правой руки младшего, и лишь после этого ритуала оба совершают «чолукшуур».

Раньше женщины вместо кадака получали платок, и при совершении обряда «чолукшуур»  в отличии от мужчин они не снимали головные уборы, а обшлага их рукавов были спущены.

Во время обряда «чолукшуур» тувинцы обменивались не только кадаками или платками.  Дарили, например, пушнину белого цвета. А иногда преподносили дадаазын - ремешок от одежды, подношение бедняков.

Завершив обряд «сан салыр», все возвращаются домой, и праздник переходит на стадию взаимных поздравлений, приема гостей и хождения в гости.

Прежде всего, члены каждой семьи поздравляли друг друга. Особенно полагается усердствовать младшим членам семьи. Они должны спешить поздравить старших первыми.

Затем - непрерывная цепь хождений по домам, из юрты в юрту,  поздравлений, застолий, обмена подарками - до тех пор, пока все родственники не обойдут друг друга.

       Современные тувинцы за время запрета Шагаа в советское время утратили обычай хождения в гости, поэтому стараются праздновать его уединенно в узком семейном кругу. Здесь заметно влияние традиции празднования европейского, а скорее, советского нового времени.

       Но, тем не менее, сегодня можно наблюдать, как некоторые люди возрождают церемонию приема гостей и посещения домов родственников, друзей.

       В  старину люди, собираясь то в одной юрте, то в другой, играли в различные игры, пели песни, играли на музыкальных инструментах, слушали сказителей, устраивали гадания.

Гаданием занимались ламы-астрологи, они составляли каждому человеку его индивидуальный гороскоп на наступивший год.

      В обязательном порядке следует посетить, проведать родственников, живущих в других населенных пунктах, в отдельных местностях, обменяться с ними приветствиями и подарками.

      По сравнению с Тувой в современной Монголии данная традиция продолжает широко бытовать и по настоящее время в силу того, что она и не прерывалась.

      Важнейшая особенность празднования Шагаа - во время него категорически запрещается употреблять спиртные напитки.

Как отмечает Монгуш Кенин-Лопсан (доктор исторических наук) , тувинцы с давних времен считали водку и всякое спиртное "аза суксуну" - напиток чертей.

Шагаа считается самым трезвым праздником.

       Ход праздника всегда имел и до сих пор имеет 3 уровня: канун, первый день нового года и весь следующий месяц.

 В старину в канун - будуу- люди занимаются уборкой территории аала (аула), юрты, квартир, домов, двора, избавляясь от накопившейся грязи и хлама. Заранее готовят разные угощения: варят жирный суп (шагаа муну),  лепят пельмени, закалывают барана, поскольку  во время праздника запрещается прерывать жизнь живых существ.

У многих сохранились традиции готовить ууже - ещё осенью перед самым наступлением зимы заготавливают неприкосновенный запас мяса для Шагаа.         Первый день - это исключительный день в году. В старину по шагаа опрелеляли возраст, говорили: "Я встретил столько-то шагаа" Новорожденный считался годовалым, а рожденный накануне шагаа-  двухлетним.

В последний день старого года люди активно посещали буддийские монастыри - хурээ и совершали обряд очищения от грехов уходящего года. В новогоднюю ночь шла служба в храмах. Существует поверье: если уснуть в новогоднюю ночь, то богиня Лхамо, облетая планету на своем коне, может засчитать заснувшего в число умерших. Поэтому в ночь последнего дня старого года на первый день нового года люди старались бодрствовать. Дети до 13 лет могли заснуть, а взрослые слушали сказки и сказания, играли в различные игры.

        Между 3 и 5 часами утра наступает новый год. По - тувински этот момент называется "шагаа бажы чаларады" - голова нового года показалась

Просмотров: 231 | Добавил: uo_akdovurak | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Послание
АИС очередь
Безопасность
ОРВО
Баннер
ВсОШ
Поиск
Календарь
«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Вход на сайт
Уполномоченный
Безопасность ОУ
ФГОС
Родителям
Прокуратура

Copyright MyCorp © 2024
uCoz